()

Вы вошли как Гость · Группа "Гости" · Вход 19.04.2024, 02:05

  
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: alex  
Форум » У рыбацкого костра » История Прихопёрья » Этнографические заметки Прихопёрья.
Этнографические заметки Прихопёрья.
alexДата: Четверг, 22.12.2011, 10:23 | Сообщение # 1
Группа: Супермодератор
Сообщений: 2671
Репутация: 6
Статус: Offline
Руинированное Прихоперье

Юрий ЧЕРНЫШОВ

Июль – традиционное время эколого-краеведческих экспедиций, организуемых из года в год общественной организацией «Союз юных экологов Саратовской области», руководимой Борисом Софинским. Многогранные цели таких экспедиций определились давно. Это, во-первых, знакомство школьников и студентов (да и преподавателей также) с методикой определения экологического состояния рек Саратовской области и мониторинг их гидрологического состояния (оно несколько последних лет проводится по согласованию с Комитетом по охране природных ресурсов и природопользованию Саратовской области). Во-вторых, экспедицией проводится мониторинг состояния памятников истории и культуры Верхнего и, отчасти, Среднего Прихоперья.

Последними особенно богато, условно говоря, Верхнее Прихоперье – территория, прилегающая к реке Хопер в его верхнем течении. Часть ее расположена в Пензенской, часть – в Саратовской области, от села Куракино в Сердобском районе Пензенской области до села Чиганак уже в Ртищевском районе Саратовской области. Потому эта территория и находится под пристальным вниманием экспедиций «Союза …» в течение вот уже пяти лет.

Экспедиция этого года позволяет подвести некоторые итоги, вытекающие из многолетних наблюдений. Символично то, что во время экспедиции СЮЭ в стране произошли значимые события, косвенно имеющие отношение к целям экспедиции. Так, 6 июля, выступая в Госдуме на правительственном часе, министр культуры Александр Авдеев, касаясь реорганизации Росохранкультуры, успокоил депутатов, сказав, что в регионах и вообще в России ничто не угрожает сохранению памятников, имея в виду памятники истории и культуры. А 11 июля состоялось обсуждение в Общественной палате страны проекта закона «О культуре», который имеет прямое отношение к тому, чем занимается СЮЭ во время своих экспедиций.

Проект нового закона порадовал, хотя и удивил тем, что, впервые, как это ни парадоксально, в законодательную практику вводится определение собственно… культуры. Согласно проекту, культура это: «Совокупность присущих обществу или социальной группе отличительных признаков, ценностей, традиций и верований, находящих выражение в образе жизни и искусстве». Что ж, пусть будет так. Остается посмотреть с этой точки зрения на территорию Верхнего Прихоперья.

Два мира, две России…

Складывается ощущение, что все, что говорится в Госдуме и министерствах, относится не к России, а к какому-то иному миру. Или – рассчитано на чудеса. Но чудеса в природе если и случаются, но никак не в Верхнем Прихоперье. Первая точка маршрута – село Куракино, имевшее еще несколько лет назад «культурно-медицинское» учреждение областного значения – психоневральгический диспансер, размещенный в хозяйственных помещениях бывшего дворца бриллиантового князя Александра Борисовича Куракина, а, кроме того, и «градообразующее предприятие» – спиртзавод, – ныне их лишилось. О диспансере напоминают лишь таблички и надписи на имеющих жалкий вид строениях «Библиотека», «Клуб», «Швейная мастерская». О самом дворце если и стоит говорить, то как о фундаментальных руинах, из которых вырастают величественные, наподобие тех, что у греческого храма Парфенона, колонны, увенчанные портиком. От этих колонн открываются чудные виды на заречную, за Сердобой, сторону. Там видны и другие историко-культурные строения – церкви в селах на левом берегу реки Сердоба, состояние которых почти такое же, как и дворца Куракина.

Прошли времена, когда строились планы реставрации дворца и превращения его то в пансионат для ветеранов, то в историко-культурный экскурсионный объект. Кстати, хороший пример сочетания того и другого дает райцентр Беково, расположенный ниже по Хопру. Там, в бывшей усадьбе Устинова, размещен пансионат, а около усадьбы расположен музей и памятный мемориал землякам, павшим в Великой Отечественной войне. Тем самым сохранены преемственность поколений и связь времен. Но пензенская областная администрация, судя по ее сайту, совершенно не в состоянии совершать какие-то действия по спасению куракинского памятника истории и культуры и занята лишь тем, что пассивно ожидает внимания спонсоров.

К бедственному виду дворца приближается с каждым годом и храм в селе, имеющий не менее интересную, чем дворец, историю. Катастрофичным становится состояние купола храма. Он еще цел, но увеличивающаяся дыра в куполе грозит развалить его в любой сезон. На храм, похоже, махнула рукой даже церковная епархия. Во всяком случае, объявление, вывешенное у магазина рядом с церковью, призывало граждан на субботник по приведению в порядок не этой, а кладбищенской церкви. Так проявляется наглядно, как сказано в проекте закона о культуре: «совокупность…ценностей, традиций и верований, находящих выражение в образе жизни и искусстве».

Второй объект села – спиртзавод, дававший работу сельчанам, но и изрядно загрязнявший реку Сердобу, впадающую в Хопер, года три как остановлен, и вместе с тем остановлена и жизнь в селе. Тоже – знаменательное явление! Уменьшается население, что особенно остро ощущается по числу школьников, уменьшаются возможности местной власти влиять на инфраструктуру и социальную жизнь села. Деградацию села еще более оттеняет состояние Хопра. Он на глазах зарастает камышом, все меньше на его берегах мест, комфортных для стоянок, все более теряется привлекательность Хопра как туристской реки.

Местное население считает причиной такого изменения плотину у села Беково, возведенную несколько лет назад якобы для создания водохранилища, улучшающего условия отдыха жителей Беково. Правда, плотины в ее истинном значении уже несколько лет как не существует. Построенную буквально на песке, прикрытом бетонными плитами вместо основательной сердцевины, ее размыло уже в первое же половодье. Оттого середина плотины обрушилась, образовав непроходимый порог на реке и создав некоторый подпор, замедливший течение реки выше плотины. Возможно, это безобразие действительно влияет на ухудшение гидрологического состояния Хопра выше Беково. Да если бы только оно одно!

Свищевка как символ

Это небольшое село на берегу Хопра также показательно во многих отношениях. Оно – и зеркало исторической динамики демографической ситуации, и индикатор современного состояния малых сел и деревень. И то, и другое наглядно видно по отношению к памятникам истории и культуры, сохранившимся в селе. Их два: трехэтажный остов водяной мельницы 1901 года постройки (о том свидетельствует дата на фронтоне), и остов довольно внушительного храма.

Увы, сегодняшнее население села – около 40 человек. Летом оно не на много возрастает – приезжают издалека на малую родину уроженцы села. И с каждым годом им все больнее смотреть на изменения. Больно видеть, как немногочисленные местные жители, а то и приехавшие откуда-то люди, разбирают на кирпичи фундаментальный трехэтажный остов водяной мельницы, вполне пригодный для использования его после реставрации хотя бы в качестве малого предприятия, например, по переработки плодоовощной продукции. Невозможно привыкнуть и к тому, что отдыхающие заваливают мусором берега Хопра. Река все еще значится в качестве «самой чистой реки Европы», и немногочисленные патриоты родных мест, случается, в одиночку собирают мусор в мешки и выставляют их вдоль дорог, где – благо – функционируют дорожные службы, подбирающие эти мешки.

Одна из таких энтузиасток – Нина Федоровна Савенкова, обратив внимание на наше любопытство, подошла к нам сама и много чего рассказала и о селе, и о храме, в котором венчалась ее бабушка. Проживая сейчас в Тульской области, она, как может, защищает свою малую родину от административного и просто человеческого варварства. Еще в 1996 году ее статья о загрязнении берегов Хопра была опубликована в Ртищевской газете «Перекресток России», а в 2007 году она написала обращение к президенту России Д. Медведеву, предлагая ввести штрафные санкции за засорение рек. Ответ, увы, был такой, какой получил бы любой гражданин России: «Ваше обращение рассмотрено… Река Хопер является водным объектом, подлежащим федеральному контролю и надзору, так как протекает по территории нескольких областей (Пензенская, Саратовская, Воронежская, Волгоградская). Контроль и надзор за состоянием реки Хопер и ее водоохранных зон осуществляют территориальные органы Управления Росприроднадзора, в зависимости от того, по территории какой области протекает река… Кодекс РФ предусматривает штрафные санкции в виде штрафов… число… подпись».

Да и что может ответить ведомство, которому попало письмо Нины Федоровны? Ведь, правду сказать, даже если власть ничего не делает, чтобы очистить водоемы и прибрежные территории, то ведь ни она и ни кто другой никого не заставляет мусорить. Это делают сами люди, которые при случае обвиняют власть в своей неприглядной жизни. Безнаказанно это не проходит. Граждане, способствуя деградации своей среды обитания, деградируют и сами. Вот и остается Нине Федоровне только собирать мусор по берегам реки. Деградацию ни людей, ни среды обитания ей одной, конечно, тем не остановить, а число последователей не возрастает. Вот она – «совокупность присущих обществу признаков».

Увы, только малому числу граждан нестерпимо видеть, что в пренебрежении пребывает и природа, и старинный, представляющий исторический интерес храм в селе. Это Храм Михаила Архистратига, построенный в 1824 году «тщанием помещицы Чихачевой», вошел в буклет «Край православный», изданный Ртищевскими властями, и, помнится, был подарен Борису Шинчуку в бытность его министром-председателем Комитета по общественным отношениям. Буклет исчез в каких-то чиновничьих анналах, сельчане же начинают, худо-бедно, обживать храм, благо, что он больше не используется ни под склад, конюшню или мастерскую. Нина Федоровна поддерживает чистоту и сохраняет религиозную атрибутику в храме летом. На зиму она переносит ее в помещение. Она надеется, что церковная и местная административная власти внесут свою лепту в восстановление храма. Одни – исходя из духовных соображений, другие – отнесутся к нему как к памятнику истории и культуры.

На стене у входа в храм укреплена доброхотом (похоже, недавно) поучительная табличка – по-существу – неофициальная историческая справка весьма выразительного содержания. Вот выписка из этого народного документа (орфография сохранена – Ю. Ч.): «…13 июня 1936 года Ртищевский райисполком (в то время – Сердобского района Саратовской области – Ю. Ч.) обязал свищевский коллектив верующих произвести в храме к 1 августа того же года капитальный ремонт, причем смета на ремонт, явно завышенная (в размере 15442 рубля) была установлена самим райисполкомом. Храм был закрыт летом 1936 года. Последним настоятелем свищевского храма был, по-видимому, священник Павел Борщов. После закрытия храма он остался жить в Свищевке, но не отказался от своей пасторской деятельности. 2 сентября 1937 года он был арестован Ртищевским райотделом НКВД «за антисоветскую агитацию», 29 сентября того же года приговорен Тройкой УНКВД к смертной казни и 5 октября 1937 года расстрелян в Саратове.

В наши дни: здание храма сохранилось, но дошло до нашего времени в практически руинированном виде. По заключению исследователей, восстановление его возможно…

Население села в 1912 – 2409, в 1938 – 408, в 1969 – 225, в 1977 – 158, в 2001 – 41».

Комментарии к хронологии «руинированности», как говорится, излишни.

(Окончание следует)


Я за чистый казачий край!
 
 
alexДата: Четверг, 22.12.2011, 10:25 | Сообщение # 2
Группа: Супермодератор
Сообщений: 2671
Репутация: 6
Статус: Offline
Руинированное Прихоперье

Юрий ЧЕРНЫШОВ

«И какое житье

мы построим на этом погосте,

где ничто не свое,

кроме срама, досады и злости?»

Дм. Быков

Эколого-краеведческие экспедиции «Союза юных экологов Саратовской области» по Хопру проводятся много лет, что позволяет сделать некоторые обобщения, основанные на многочисленных фактах и общениях с населением этих мест.

Жемчужина Верхнего Прихоперья – усадебный комплекс князей Голицыных и Голицыных-Прозоровских в селе Зубрилово. Он включает старинный парк и расположенные в нем дворцовые постройки, уникальную, отдельно стоящую колокольню церкви, часовню княгини Голицыной, «Девичью башню» в дальнем конце парка, ледник и церковные строения. Кроме того, имеются следы пребывания в усадьбе русского баснописца Ивана Крылова и художника Борисова-Мусатова. Отдельно, у реки, виднеются заросшие руины водяной мельницы и – на реке – остатки плотины с небольшим красивым порогом, почти исчезающим в большую воду.

Этот год был именно таким. Но исчез не только порог – почти исчез и пляж перед порогом. Но это уже по воле людской. Власти затеяли построить здесь что-то большущее и срезали бульдозерами в прибрежной полосе всю растительность, обезобразив берег. Стройка продолжается и сейчас, и остается надеяться, что и впрямь здесь появится благоустроенный и привлекательный пляжный комплекс. Вот только для кого? Для туристов, возможно, привлеченных Голицынской усадьбой? Но все строения усадьбы сохраняются, увы, в руинированном виде.

Тускнеющая жемчужина Прихоперья

Если Зубрилово – жемчужина Прихоперья, то, в свою очередь, жемчужиной Зубрилова можно считать единственную на всем Верхнем Прихоперье хорошо сохранившуюся и действующую церковь Михаила Архангела в бывшей усадьбе князей. Жемчужина особенно хорошо смотрится в огранке руинированных строений усадьбы. Однако и она, уже в наше время, три года назад, подверглась варварскому нашествию. Небезызвестный Батурин, брат жены Юрия Лужкова, приобрел в собственность загородную недвижимость - землю паркового комплекса и взялся, якобы, за реставрацию дворцового комплекса. Он даже построил деревянную звонницу рядом с церковью. Однако, под видом реставрационных работ, были подняты мраморные и чугунные плиты пола скрипта – цокольной части церкви, родового захоронения владельцев усадьбы и их преданной челяди. Был снят также земляной слой и вскрыт кирпичный верх гробницы в крипте. Видимо, «реставраторы» стремились добраться до драгоценностей усопших. Вот в таком состоянии, без всякого стеснения все и было брошено и находится до сих пор. К тому же, вскоре приобретение земли было признано незаконным. Против Батурина возбуждено дело, завершившееся крупным штрафом, реставрационные работы были свернуты, леса вокруг строений разобраны, и руинированость осталась почти в первозданном виде – как очередной символ состояния глубинки наших пространств.

Во время экспедиции прошлого года «Союзом юных экологов Саратовской области» в усадь-

бу была доставлена гранитная памятная плита, напоминающая о пребывании в усадьбе князей в качестве секретаря князя и придворного писателя И.А. Крылова. Плита в присутствии администрации и местной интеллигенции была установлена в парке у дворца, на том месте, где любил сиживать Иван Андреевич.

Участников экспедиции этого года порадовало то, что памятный знак не осквернен, не замусорен и даже дорожка к нему очищена от зарослей и поддерживается в хорошем состоянии. Видимо, хоть малое воздействие на умы и поведение людское благие дела оказывают. А значит – не все потеряно в глубинке. Поставить бы еще неподалеку памятный знак Борисову-Мусатову, установить нечто подобное и в память о самих Голицыных, и, глядишь, положат такие действия началу музеефикации «золотого пояса» Прихоперья. Фантазия, конечно, но без этого – все погибнет. И никакие нанотехнологии, никакое Сколково не спасут глубинку от углубляющегося запустения.

Примеров того, что туризм служит живительной струей, поднимающей целые регионы – пруд пруди. Вот, хотя бы один экзотический пример. В Израиле существует национальный музей, созданный на бывшей ферме Дубровина, – русского крестьянина, перешедшего из православия в секту субботников (иудействующих), покинувшего с семьей из-за гонений Россию и переселившегося в «Эрец-Израель», где и основал фермерское хозяйство, знаменитое своей продуктивностью.

Наши села – та же Свищевка – могут дать множество поводов использовать историческую канву своего бытия, чтобы быть включенной в «золотой пояс». Сошлемся, хотя бы, на пример, пригодный для «эксплуатации» в туристско-экскурсионных целях. Этот пример включен в справку об истории села, вошедшую в Атлас-путеводитель по реке Хопер, подготовленный «Союзом юных экологов Саратовской области» для издания. Атлас в электронном виде передан в ноябре прошлого года в министерство спорта и туризма Саратовской области. Средств для издания Атласа, увы, пока, не нашлось. Согласно справке, село Свищевка, расположенное чуть в стороне от Хопра в Ртищевском районе, ранее называлось Архангельское и относилось к Сердобскому уезду Саратовской губернии. Постройка добротной трехэтажной водяной мельницы в 1901 году послужила основанием для изменения русла Хопра, что и было проделано. Так что, туристам, проплывающим мимо мельницы, небезинтересно знать, что плывут они по рукотворному руслу. Старое же было перегорожено и превратилось в старицу. Однопрестольная церковь во имя Архистратига Божия Михаила построена, по сведениям из Справочной книги Саратовской Епархии 1912 г., в 1824 г. «тщанием помещицы Чихачевой». Ранее село было очень крупным и к церкви были приписаны деревни Большая и Малая Нестеровки, Перепутинки, Большие Подгоренки (ныне ж/д. станция на линии Саратов – Москва) и земские школы в селе и в Больших Подгоренках…

Со Свищевкой связан любопытный исторический факт. Во времена пугачевщины село принадлежало дворянам Мосоловым. Сам Мосолов (предположительно – Федор) был убит пугачевцами из отряда одного из активных «полковников» Пугачева – Ивана Иванова (Родионова), а в селе напавшие захватили шесть пушек. Сын Ф. Мосолова – генерал А.Ф. Мосолов – приходился дальним родственником Михаилу Лермонтову. От него Лермонтов мог узнать некоторые подробности о восстании, которые он отразил в незаконченной повести «Вадим». Часть событий, описанных Лермонтовым, происходит именно в имениях Мосоловых.

Руинированность – словечко, обогащающее наш историко-культурный лексикон, можно сказать, заимствовано из таблички на стене 200-летнего храма в Свищевке с описанием его истории. Но если бы только один этот храм «обогащал» лексику своим руинированным видом… Уже и сама река местами приходит в подобное состояние. Чуть выше Свищевки, в районе села Курган, находится водозаборная насосная станция райцентра Ртищево. В прошлом году из-за сильнейшей засухи уровень Хопра понизился настолько, что водозаборная воронка оказалась почти над водой. И тогда было принято простое и, возможно, самое оперативное решение: перегородить реку почти по всей ее ширине, оставив несколько метров у противоположного водозабору берега. Несколько бульдозеров быстро сдвинули береговой грунт в реку, чем и был обеспечен подпор и повышение уровня воды в этом месте и, тем самым, решена проблема обеспечения Ртищево водой в засушливое лето. Но пришло очередное половодье, и от рукотворного затора остались только мелководья, дающие о себе знать клочками прорастающих растительностью островков, да бетонными плитами у самой поверхности реки. Что, в целом, замедляет течение, способствует общему зарастанию, сбору мусора, гниению и… поминай, что звали Хопер «самой чистой рекой Европы».

Последнее из историко-культурных могикан

Чиганак – последнее из сел Прихоперья, которое посетила экспедиция этого года, – благодатное место для краеведов. По Далю, слово означает озеро, которое летом почти пересыхает. Раньше село располагалось вдоль реки, описывающей здесь большую дугу. Но как-то в половодье река пробила себе новое русло и оставила у села только старицу; возможно, она и есть то озеро, которое летом почти пересыхает. И сегодня село дивно расположилось одной прямой улицей длиной более километра, едва прикасающейся к дуге старицы, и сближается с рекой только концами улицы. Косогор над Хопром у начала села, поросший соснами, одно из самых красивых мест на всем протяжении маршрута. Ближе к другому концу села стоит тот самый внушительный и один из старейших в области храм во имя Святой Богородицы, некогда с тремя приделами.

По размеру храм сопоставим с зубриловским. Но картина здесь совсем иная, чем в Зубрилово, и очень похожа на ситуацию в Куракино и Свищевке. Но и то еще хорошо. Ведь в советское время власти трижды пытались разрушить храм. По данным Саратовской епархии, 13 июня 1936 года Президиум Ртищевского райисполкома постановил: «…предложить председателю Чиганакского сельсовета поставить вопрос на собрании о закрытии указанной церкви и ее использовании». 4 сентября 1939 года тот же исполком ходатайствовал перед Саратовским облисполкомом об использовании здания «бывшей церкви в… колхозе им. Калинина» на строительство мельницы. Наконец, 3 февраля 1941 года Ртищевский райисполком постановил: «…бездействующую церковь в с. Чиганак закрыть. Просить облисполком утвердить настоящее решение о закрытии церкви в с. Чиганак». Начавшаяся вскоре Великая Отечественная война, по-видимому, помешала привести план разрушения храма в исполнение. Храм лишился только колокольни, использованной, возможно, на строительство неизвестной мельницы. И, по заключению специалистов ВООПИК, восстановление храмового здания еще возможно. Тем более, что в Храме сохранилась, местами очень заметная, настенная роспись.

Резонный вопрос: а зачем восстанавливать руины? Однако местное население не относится к храму как к ненужному строению. В 2009 году храму исполнилось 200 лет, и местная интеллигенция не могла не заметить этого события. У храма состоялось нечто вроде памятного митинга-собрания, а на фронтоне рядом стоящего дома барачного типа, в котором размещена библиотека, и даже устраивается дискотека, был вывешен баннер: «Нашему храму 200 лет». В центральном же приделе храма верующие попытались организовать что-то вроде молитвенного уголка. Но дело пошло хуже, чем в Свищевке, и в этом году признаков церковной жизни уже не было заметно.

Динамика численности населения села столь же показательна, как и в Свищевке: в 1912 году – 1508 человек, в 1938 – 718, в 1969 – 659, в 1977 – 421, в 2001 – 200. Интересно, знают ли, какова численность населения в 2011 году сами власти? Пока село живет, главным образом, за счет большого числа дачников. Строятся даже новые дома, подведен газ, функционируют водяные колонки. Но в селе нет ни магазина, ни других признаков инфраструктуры, кроме здравпункта да упомянутой библиотеки. Что, впрочем, не мало.

Чиганак же намекает и на некий синтетический вариант сохранения или возрождения села. Может, это покажется и крамолой, но он, как подсказывает практика, возможен на пути использования церковных зданий как неких центров культуры. Хотя бы в таких местах, где храмы все еще не переданы церкви, как в Чиганаке. Ну почему библиотека и клуб по совместительству должны ютиться в барачном помещении, отмечая при этом юбилей расположенной бок о бок исторической достопримечательности? Не использовать ли и здесь опыт больших городов, опыт того же Казанского храма-музея или Смольного монастыря? Хотя бы на время, пока нет достаточной паствы для открытия полноценного прихода? А к тому же, не исключено, такого состояния можно и вовсе не дождаться. Что же, так и быть нашей истории «руинированной»? Погостом, срамом и горестью?

Эпилог

Картина «руинированности», бросающаяся в глаза во всем Верхнем Прихоперье, наводит на очень грустные ассоциации по поводу событий, весьма отдаленных от прихоперских мест. То, что наблюдаемо в глубинке – это прогнозный инструмент (да простится мне это выражение) того, что обязательно имеет продолжение в виде драматических происшествий в стране – по форме далеких от проблем малых сел, но, по-сути, представляющих все тот же процесс «руинирования» целой страны. Ее институтов. Ее духа. Ее целостности.

Трагедия теплохода «Булгария», случившаяся как раз во время очередной экспедиции СЮЭ, из этого ряда. Не случайно это событие породило совпадающие по оценке мнения многих аналитиков и публицистов о нем, как о знаковом, свидетельствующем не только об апокалиптическом состоянии данного конкретного судна, а всей системы обеспечения безопасности граждан страны. Да и самой страны в целом. И судно оказалось из «руинированных», и система обеспечения безопасности круизов – таковой же.

Трагическому случаю в те дни была посвящена телепередача «Пусть говорят». Члены экспедиции по Хопру вполне могли бы присоединиться к оценке, данной трагическому событию одним из участников той передачи: «…На самом деле, это не судно «Булгария» дало крен и в считанные минуты затонуло, а вся страна накренилась». К этим словам хочется добавить: «И если страна еще не затонула, то только потому, что сохраняется в руинированном виде». Надолго ли?

Остается надеяться, что материалы экспедиций «Союза юных экологов Саратовской области» окажутся рано или поздно востребованы властью или меценатами-интеллектуалами, и выразить благодарность лицам и организациям, оказавшим помощь в их проведении. В первую очередь, компании ТНК-ВР, Комитету по охране окружающей среды и природопользованию и его руководителю, министру-председателю Комитета Игорю Шопену, а также депутату Саратовской областной думы Ольге Алимовой. А также всем, без которых такая деятельность, которую ведет «Союз юных экологов Саратовской области» была бы невозможной.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chambe....ber=583


Я за чистый казачий край!
 
 
Форум » У рыбацкого костра » История Прихопёрья » Этнографические заметки Прихопёрья.
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

[ Кто нас сегодня посетил ]

Copyright MyCorp © 2024