()

Вы вошли как Гость · Группа "Гости" · Вход 29.03.2024, 14:55

  
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: alex  
Форум » У рыбацкого костра » История Прихопёрья » ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ С ВЕРЫ (Краса земли Хопёрской)
ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ С ВЕРЫ (Краса земли Хопёрской)
alexДата: Четверг, 19.01.2012, 10:16 | Сообщение # 1
Группа: Супермодератор
Сообщений: 2671
Репутация: 6
Статус: Offline
В сегодняшнем мире, когда сильный гонится за наживой, а слабый ползает в поисках хлеба насущного, редко кто задумывается: «а кто мы собственно есть и кем были наши пращуры?» Не до того простым смертным. Ученый люд, по накатанной лет за триста дорожке, заселяет Дон с запольными речками «беглым сбродом». Существуют и другие точки зрения, но они никак не слышатся сильными мира сего. Причин подобной глухоты много, главной же является то, что любому коренному народу положена его родная земля, а «сброд» может жить и на «ничейной» территории, прирезанной, при отсутствии законного владельца, сильным соседом. Собственно вопрос о происхождении казаков можно было бы и не трогать в данном материале, но тогда не будет ясности, «почему» и «как» на пустом месте собрались разбойнички и … создали чуть ли не державу, которую Русь Московская приручала два с лишним столетия, начиная со времен еще Иоанна Грозного.

В фундаментальном труде «Древняя Русь и Великая степь» Л Н. Гумилев предками терцев и низовых донских казаков называет крещеных хазар. Начало же хоперских казаков, по мнению Льва Николаевича, идет от «неславянского народа с названием «чиги», жившего в Червленом Яре». Кстати, точка зрения Гумилева не нова. Много именитых авторов былых времен думало так же. Чьи-то труды упорно замалчивались и замалчиваются до сего времени. Кого-то рьяно критиковали сторонники московской концепции «Истории России». ( Кого интересует именно этот вопрос, могут взять выше названную книгу и подбирать свое чтиво по списку использованной литературы. Газетная площадь не позволяет воспроизводить цитаты из всех сторонников и противников Гумилева.) Нас интересует другое.

Общепризнанно, что хазары приняли крещение за сто с лишним лет до крещения Киевской Руси, а вот какого вероисповедания были чиги? На этот вопрос четко ответил А. А. Шенников в своей работе «Червленый Яр». Вернее, что Червленый Яр бал православным, и из-за него спорили между собой Сарская (от названия столицы Золотой орды г. Сарая) и Рязанская Епархии, писалось много, Шенников четко обозначил границы территории, за которую шел спор между иерархами церкви на протяжении чуть ли не столетия. Червленый Яр с населявшими его чигами был на Хопре, от местоположения современного города Балашова Саратовской области – до впадения в Дон. Говоря проще, Хоперский округ области войска Донского на 1917 год был Червленым Яром, сжатым династией Романовых раза в три.

Сарайская Епархия выделилась в самостоятельную структуру с городами, селами и, главное, приходами в 1261 году. Спор за владение приходами Хопра разгорелся при митрополите Максиме, который возглавлял русскую православную церковь с 1283 по 1305 годы. Не смотря на приговор Максима православным Червленого Яра подчиняться Рязанской Епархии, спор не прекращался до 1354-1355гг., а в 1330 году даже рассматривался на Соборе в Костроме.

Из выше сказанного следует, что Хопер с середины ХШ века имел немалое число православных приходов, коли за него шел такой долгий спор. И прихожане той поры были довольно – таки зажиточными, ведь долгое время церковным достоянием оставалась десятина – десятая часть с любого дохода прихожанина. В противном случае заводить вековой сыр-бор было просто не из-за чего.

А. А. Шенников в своем труде так же отмечает, что само население Червленого Яра больше тяготело к Сарской Епархии, чем и подогревало спор отцов церкви. Последнее просто подтверждает гипотезу, что коренное население Хопра и по крови, и по вере было ближе к православным потомкам крещеных хазар, чем к рязанцам или, тем более, Московии. Уже позже, когда Сарайские епископы обосновались на Москве и стали зваться Крутицкими, Хопер вместе с Доном переориентировался на Крутицы, а потом и вовсе на Патриарха.

Какой была вера наших далеких предков, судить трудно. Донской историк В. Сухоруков о более позднем времени говорил, что строительство казачьего городка начиналось либо с установки Креста на майдане, либо сразу с возведения часовни. Более капитальных строений казаки в то время позволить себе не могли, так как жили в местах потаенных, да и жилища их частенько уничтожались кочевниками. До 1776 года в станице Чернавской, на базе которой выросла в Х1Х веке станица Аннинская, сохранялась церковь, видимо, стародавних времен. Она была столь малой, что ее при нужде перевозили с места на место на катках. Естественно, в подобные храмы, да и на линию постоянного огня, как жили казаки со времени распада Золотой орды и до самого присоединения Крыма Екатериной Великой, священники с нормальным образованием ехали редко. Поэтому казачье православие существенно отличалось от московских канонов. Больше было самой Веры и меньше, много меньше обрядности. Наверное, из-за этого другой донской историк Е. Савельев назвал наших праотцев «православными язычниками». Но это, повторюсь, в более поздние времена, наступившие после «великой замятни» в Орде.

О церковной старине Хопра письменных источников не сохранилось, либо они еще не найдены в фондах центральных архивов. Ровно век назад в Новочеркасске начал выпускаться альманах «Донская церковная старина». Для Хопра «старина» начинается только с 1700 года. Тогда Дон еще оставался в прямом подчинении Московской Патриархии. «В Добринском стане деревянная церковь Архистратига Михаила, а в Михайловском городке деревянная Богоявленская». До булавинского восстания только под 1704 годом упоминается деревянная церковь в станице Скуришенской.

Скорее всего, в каждом казачьем городке тогда был свой храм, только об этом, как обо всем естественном и привычном, не писали, а учета церковных дел централизовано не велось. На момент восстания по Хопру считалось 27 городков и по Бузулуку – 16. Можно предположить, что в Хоперском округе той поры существовало 43 культовых сооружения. После разгрома восстания пострадали все городки, часть из них вообще была снесена. Что происходило с церквами, остается только догадываться. Последние сведения о Хопре, подчиненном непосредственно Москве в делах духовных, промелькивают в 1717 году. «Из Москвы в станицу Урюпинскую была послана благословенная грамота и антиминс для Церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы».

Дон спокон веку был православным и … веротерпимым. Главными считались Вера в Христа и Святую Троицу, а крестишься ты двумя, или тремя перстами, мало кого волновало. В «Клировых ведомостях» даже последних лет Российской Империи можно найти в приходах церквей Хопра «беспоповцев», «белопоповцев» и «молокан». И это среди казаков. В начале же ХУШ века большинство храмов казачьих городков, как пишет Е. И. Кирсанов в своей книге «Православный тихий Дон», службу вели по «старому обряду». Поскольку Москва с Патриаршим двором была далеко, молиться казакам, как Бог на душу кладет, никто не мешал. Петр 1, сокрушив военную мощь Дона и обогатив казну за счет прирезания казачьих земель, терпеть своеволия в вопросах Веры не стал. 2 июня 1718 года вышел Указ о подчинении донского духовенства Воронежской Епархии. Воронежский Митрополит Пахомий сразу разделил Дон на два заказа, южный и северный. В последний вошли станицы Дона от Перекопской до Казанской, Хопра, Бузулука и Медведицы. Главой Северного заказа Пахомий назначил Протопопа Хоперской крепости (современный город Новохоперск Воронежской области, а в ту пору – бывший Пристанский городок, срытый по Указу Петра после восстания) отца Панфила. С этого времени начинается письменная история церквей Прихоперья, т.к. для ремонта или строительства храма стало обязательным брать благословение Владыки.

В 1720 году освящается деревянная церковь в станице Левыкинской. Через четыре года Пахомий благословляет строительство церквей во имя Архистратига Михаила в станицах Алексеевской и Тишанской. В 1728 году освящаются три храма: Дмитровский в ст. Дурновской, Параскевы Пятницы – Филоновской и Никольский – Лукъяновской. На следующий год начинаются службы в церкви Иоанна Богослова ст. Луковской. За 1730 год сохранились сведения о строительстве церквей Николая Чудотворца в станице Кумылженской и Дмитрия Солунского в ст. Бесплемяновской. В 31 и 32 годах зафиксированы церкви Рождества Божьей Матери ст. Котовской и Рождества Христова ст. Яминской. После этого наступает четырехлетнее затишье в церковных документах. Причины этого следует искать в жизни светской, точнее, войсковой.

Анна Иоанновна Высочайше повелевает начать строительство укреп линии между Волгой и Доном. Издается серия Указов, Императорских и войсковых. Во вновь создаваемое Волжское войско по приказу переселяют целые хоперские городки, всего более тысячи семей. Как пишет Пронштейн в «Земле донских казаков в ХVIII веке», на волжскую линию ушли остатки Григорьевского, Беляевского, Касаркинского и Одилнинского городков, подпавшие под послебулавинские репрессии. Из других станиц Хопра набирают переселенцев по жеребьевке. Заселив линию и несколько устрашив кочевников, в сентябре 1735 года превращают старинную ордобазарную дорогу Астрахань – Царицын – Москва в государственный Астраханский шлях. Прихоперье он прорезает по юртам станиц Михайловской, Котовской, Урюпинской, Левыкинской, Тепикинской, Правоторовской, Бурацкой, Яминской, Алексеевской, Зотовской и Кумылженской, уходя далее на Арчединскую и Иловлинскую. Для обеспечения работы шляха в приказном порядке переселяют из лесной глухомани казачьи городки. Создаются почтовые станции на обслуживании казаков из станиц Михайловской, Урюпинской, Правоторовской, Алексеевской, Зотовской и Кумылженской. Это уже не времянки, как при Петре 1 типа: «в Курепинском юрте», «у калинового кустика» и т.д., а стационарные строения с конюшнями, сеновалами, амбарами, постоялыми дворами и казармами для казаков, выполняющих роль ямщиков по наряду.

С построением линии утихомирились ногайцы с крымчаками. Казаки, жившие в затопляемых вешними водами займищах, сами стали проситься о переселении на сухие места. Первое такое прошение подала Зотовская станица уже в 1734 году, последней, ровно через тридцать лет, переселялась Кумылженская станица. Естественно, церкви стали первыми строениями на новых местах. В 1736 году освятили храмы Святой Троицы в станице Березовской и иконы Казанской Божьей Матери в станице Федосеевской. 1740 год ознаменовался открытием двух церквей Покрова Пресвятой Богородицы в станицах Урюпинской и Букановской и двух Никольских – в ст. Правоторовской и Аржановской. Через два года обновились Покровская и Никольская церкви станиц Тишанской и Ерыженской, а также храмы в Карповской и Мартыновской станицах. ( По «Уложению» 1835 года в Хоперском округе были упразднены станицы Остроуховская, Бесплемяновская и Левыкинская на Хопре. По Бузулуку эта участь постигла станицы Яминскую, Карповскую, Лукъяновскую, Мартыновскую, Чернавскую и Березовскую. Вместо девяти упраздненных, создали четыре новых – Аннинскую, Павловскую, Петровскую и Преображенскую.)

Став после Петра частью России, Дон быстро обрастал чиновничье-бюрократическими рогатками центра. Церковная жизнь, подпавшая под власть Священного Синода, исключением не была. В 1751 году «заказы» себя, видимо, изжили. Казачьи земли делятся на три Духовных Правления: Черкасское, Усть-Медведицкое и Хоперское. К этому времени почти полностью проведена переостнастка церквей на службу по новому обряду. Изъяты книги старого письма, исправлены иконы, где было двуперстное изображение. С противившимися властям сященослужителями расправлялись нещадно. В книге А. Кириллова «Церкви и монастыри на Дону от их начала до конца Х1Х века» есть строки про ревизию деятельности священников на местах, устроенную Епископом Воронежским Тихоном 1, причисленным позже к лику Святых. По Хопру в 1764 году ездил отец Василий Олимпиев. По его докладу видно, что из 37 хоперских церквей полностью перестроились на государственный лад 20. Остальные 17 священников понесли наказание от Епископа Тихона. Кого-то оштрафовали, кого-то послали в монастырь на время, а священника Усть-Бузулукской станицы Иоанна Кондратова Владыка сослал в монастырь «до смерти».

Церкви в казачьих городках, а позже в станицах и хуторах строились на средства прихожан. Чем богаче была станица, тем больше и наряднее ставили храм. Первой на Хопре построили из кирпича Сретенскую церковь станицы Михайловской в 1765 году. Станица, ставшая волею Петра 1 пограничной с Россией, богатела за счет ежегодной Богоявленской ярмарки и за счет юртовых земель уничтоженных Григорьевского, Беляевского и Касаркинского городков. Сретенская церковь стала второй в станице. Естественно прихожане старейшего Богоявленского храма в грязь лицом не ударили. Через десять лет одноименная трех Престольная церковь с колокольней «на вынос», сложенная из кирпича, с такою же оградой и подсобными помещениями была освящена. Старую деревянную церковь разобрали и продали в станицу Алексеевскую. Почти полвека Богоявленская церковь станицы Михайловской (на фото) оставалась самой большой и красивой на всем Хопре. Кстати, до последнего времени она так и осталась единственной с отдельно стоящей колокольней. На 1917 год в Хоперском округе вместе с церквями крестьянских слобод насчитывалось 88 храмов, из них приходских—83, домовых—3 и монастырских—2. Все они строились по принципу «храм под колокол», т.е. колокольня в одной связи с церковью.

Императорским Указом от 5 апреля 1829 года была образована Донская Епархия. Грешно говорить, но в те времена не было телевидения, газеты читали единицы, а основная масса казаков оставалась безграмотной. Церковь не только бдела о душах мирян, но и воздействовала на их мозги. С петровских времен церковная идеология стала государственной идеологией Империи. Чувствуя в храме идеологический прессинг мирской власти, казаки постепенно разуверялись. Нет, по-первам не становились безбожниками, просто угасала вера в слова священников. Для Священного Синода, Консистории и Благочинных – это раскол, уход в ересь. Для простых смертных – поиски Бога. Ведь Бог, по Писанию, не только Любовь, но и Правда.

Как и в стране, так и в церкви проходили и проходят реформы. На 1917 год в Донской Епархии было 40 Благочиний. 5 из них – в Хоперском округе: Зотовское, Правоторовское, Преображенское, Филоновское и Урюпинское. К Глазуновскому Благочинию Усть-Медведицкого округа относились 4 церкви Кумылженской станицы и ее хуторов. В 1911 году Синодом было принято решение строить церкви на каждую тысячу прихожан. Однако столь радикальные меры оказались не по карману жителям России, Дона и Хопра. Единственным шагом на этом затратном пути стали распоряжения Епархии или Синода об увеличении численности клира. Но дойти до идеального соотношения 1 священник на тысячу прихожан на Хопре так и не успели.

Видимо в России заведено истари, власти живут по себе, а народ сам собою. Власти хотели строить церкви для управления мыслями сограждан, миряне строили храмы по Вере, доброй волей, вкладывая в Богоугодное дело последние, зачастую, копейки.

Этот материал открывает цикл публикаций найденных на настоящее время фотографий церквей Хоперского округа области войска Донского. Кое-какие из храмов сохранились до наших дней, их фотографии будут современными. И нельзя обойти вниманием уже построенные и строящиеся церкви. Что с нами не творят современные СМИ и власти, мы строим ХРАМЫ, значит в нас продолжает жить вера отцов, дедов и тех хазар с чигами, что в свое время сокрушили каганат. Живет Вера – будем жить.

О строительстве Богоявленской церкви станицы Михайловской говорилось выше. Теперь немного подробнее охарактеризуем этот храм вместе с приходом и подведомственными учреждениями. Сведения взяты из «Клировых ведомостей Урюпинского Благочиния за 1911 год».

Главный Престол во имя Богоявления, южный – иконы Казанской Божьей Матери, северный – Архистратига Михаила.

В ведении церкви находится каменная часовня на кладбище хутора Акуловского Михайловской станицы.

Церковный клир состоит из двух священников, диакона, двух псаломщиков, просфорни и церковного старосты. Денежное содержание служители получают «от церковной кружки», т.е., от доходов храма. Староста из местных казаков, денежного содержания не получает.

За церковью закреплены церковно-приходские смешанные школы в станице, открытая в 1901 году, в хуторе Акуловском, открытая в 1903 году и х. Моховском – 1899г. Так же приходские мужское (1805г.) и женское (1862г) училища 3-го разряда.

В приходе 929 хозяйств с населением 6054 человека обоего пола, из которых 555 человек не казачьего звания. Приход охватывает часть станицы и хутора Моховской, Верхне-Форштатский, Средне-Форштатский, Верхне-Бубновский, Нижне- Бубновский, Салтынский, Медведевской, Алферовской, Карагочной, Станично-Подгорный и Красно-Ярский.

Метрические книги хранятся с 1793 года. (Последнее для тех, кто пожелает восстановить свою родословную. Государственный архив Ростовской области открыл для исследователей метрические книги церквей Хоперского округа с 1890 года и до начала хранения книг. Чьи предки жили в приходе Богоявленской церкви, могут найти своих пращуров до 1793 года включительно.)

Редакция газеты «Казачий круг» просит казаков Хоперского округа поискать в семейных архивах фотографии церквей хуторов и станиц округа. После копирования фото будет возвращено владельцу, а при публикации фотографии в газете обязательно будет указано имя хранителя реликвии.

Богоявленская церковь, ст. Михайловская (фото из фондов Новочеркасского музея Донского казачества)


начало статьи.

Автор: Сивогривов Виктор Николаевич
Прикрепления: 6694799.jpg (34.0 Kb) · 8783719.jpg (30.2 Kb)


Я за чистый казачий край!
 
 
ВодянойДата: Четверг, 19.01.2012, 13:30 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 2595
Репутация: 8
Статус: Offline
Класс! hands Спасибо Алекс!
 
 
alexДата: Воскресенье, 22.01.2012, 09:59 | Сообщение # 3
Группа: Супермодератор
Сообщений: 2671
Репутация: 6
Статус: Offline
Продолжение статьи.

Как уже говорилось в предыдущем материале, юрт станицы Михайловской был самым большим по площади и населению не только в Хоперском округе, но и во всей области войска Донского. На 1917 год к станице относилось 58 хуторов, где, из-за перенаселения некоторых, выбиралось 62 хуторских атамана. Да и хутора в станичном юрте стали появляться еще до булавинского восстания, что для других станиц той поры оставалось еще недосягаемым желанием. Земля тогда была истинной кормилицей своих владельцев и источником достатка. Именно та часть населения станицы, что с 1701 года начала хуторское строительство в Салтынско-Скобелинской зоне во главе со старшинским семейством Лащилиных, начала строительство первой каменной церкви на Хопре.

В станице действовала деревянная Богоявленская церковь, ставшая к 1757 году тесной для Михайловского прихода. Состоятельные жители станицы, выспросив разрешение в Воронежской Епархии, заложили Сретенскую церковь. Любое каменное строительство ХУШ –Х1Х веков начиналось с «постройки» кирпичного «завода». Изыскивалась нужная глина, по довольно-таки долговременной технологии она размачивалась, потом формовались и сушились кирпичи сырец. Обжиг производился месяцами либо напольным, либо ямным способами. Вплоть до 1910 года кладка кирпича велась на извести, цемент появился позже. Известь жгли и «гасили» на месте, как и делали кирпич. А для строительства церквей, как сообщают письменные источники того времени, раствор делался на яйцах.

Из выше сказанного не трудно понять, что строительство вливалось в большую копеечку и превращалось в долгострой не по вине строителей, а из-за самого процесса подготовки стройматериалов. Сретенскую церковь освятили через восемь лет после начала строительных работ. Созданные в станице кирпичный и известковый «заводы» продолжили работу, готовя материал для перестройки Богоявленской церкви. С 1765 года по 1929 Сретенская церковь служила во благо своим строителям и их потомкам. В «Клировых ведомостях Урюпинского Благочиния» за 1911 год записано, что церковь дух Престолов. Северный – во имя Святителя Николая. В приходе находится 151 двор станичного поселения и еще 10 хуторов: Аброскинский, Батраковский, Водовольский, Лысогорский, Садковский, Салтынский, Сантырский, Скабелинский, Фирсовский и Черкасский. Всего 952 хозяйства с населением в 3316 мужчин и 3354 женщины. Казачье население насчитывает 6529 душ обоего пола. За церковью закреплено 10 учебных заведений, из которых 6 хуторских одно-классных школ, двухклассное образцовое, мужское приходское, женское земское и войсковое в хуторе Скабелинском училища. Копии метрических книг хранятся с 1778 года, а службу ведут 2 священника, диакон и 2 псаломщика.

Революцию и гражданскую войну пережили почти все церкви Хоперского округа, в станице Михайловской и ее хуторах уцелели все. Хуже обстояло дело со священнослужителями. Многие, не приняв новую власть, ушли с казаками на Юг и дальше в иммиграцию. Часть из оставшихся не приняла, так называемое обновленчество, провозгласившее любую власть, в том числе и большевистскую, от Бога. С последователями Патриарха Тихона, проклявшего большевиков, тихо расправились в 1921-1922 годах. Но сами церкви, ограбив чуть не до нитки, новая власть не трогала до 1929 года. Силенок пока не хватало, да еще и сильны были оставшиеся в хуторах и станицах казаки – участники мировой и гражданской войн. С началом коллективизации власть почувствовала свою силу. «По просьбе трудящихся масс» все церкви разом закрыли. Чтобы хоть как-то мотивировать свои действия, большевики через комсомол и комитеты бедноты многие церкви превратили в клубы. Под сенью животворящих крестов начались увеселительные мероприятия. По существующим ныне понятиям – это сатанизм чистой воды. И его поощряли центральные власти. Местные, как всегда, спешили отчитаться о «выполнении и перевыполнении планов партии и правительства». Стоит, видимо, напомнить, что программа переустройства России в СССР стояла на трех столпах: коллективизация, индустриализация и культурная революция. Последняя началась с создания Союза воинствующих безбожников. Члены СВБ развернулись на Хопре в 1935 – 1937 годах. Именно в эти годы с большинства церквей посбивали кресты и многие храмы были взорваны, либо раскатаны по бревнышку.

Сретенская церковь станицы Михайловской закрыли в 1929 году вместе с Богоявленской. На следующий год в станицу вернулся заслуженный деятель искусств РСФСР И. И. Машков. Сын донской крестьянки и иногороднего, родившийся в станице, Илья Иванович, будучи небедного рода-племени, при царе выучился на художника. Но уже с младых ногтей его потянуло в сторону от традиции не только родного Дона, но и России-матушки. Именно хоперский мужик стоял у истоков создания группы «Бубновый валет», вобравшей в себя всех новоришей кисти Империи. Революцию абстракционисты и прочие новаторы из «валета» восприняли с восторгом, но, разобравшись, что по чем, с открытием границ почти в полном составе улетели за рубеж. Машков остался и в 1928 году даже получил «заслуженного». Какой судьбой и чьим приказом его занесло на родину – не совсем ясно. Да и не в этом дело, главное, что вроде бы культурный человек, да еще из местных, возглавил компанию по превращению Сретенской церкви в клуб. Некоторые сегодня говорят, что Машков спас церковь от взрыва 1936 года, прогремевшего под Богоявленским храмом. До шестидесятых годов под куполами без крестов старейшей каменной церкви Хопра отплясывала михайловская молодежь, проводили свои собрания коммунисты. Это был РДК Хоперского района, центром которого в 1928 году стала станица. С постройкой нового клуба, в церкви сделали магазин, потом склад всякого хлама. Только в конце горбачевской перестройки, с разрешения Урюпинского ГК КПСС, станичная интеллигенция добилась через Министерство культуры РСФСР распоряжения о взятии здания церкви на учет, как памятника культовой архитектуры.

Для горкома партии стало шоком, когда следом за министерским приказом пришло сообщение о передачи «памятника архитектуры» на баланс Саратовской и Волгоградской Епархии Московского Патриархата Русской Православной церкви. Это известие привез недавно рукоположенный иерей Виктор Дурасов. Оказалось, что жители михайловской зону не только ходатайствовали перед официальной властью о сохранении здания, но и «подпольно» просили об открытии у них прихода. Ремонт церкви начался в 1990 году.

К великому сожалению сегодняшние жители станицы куда беднее своих далеких пращуров. Давно развалился колхоз «Советская Россия». Земли, якобы отданные крестьянам, обрабатывают варяги из конторы «Волгоград-Агро-Коммерз», которым не то, что до церкви, до своих работяг дела нет. Отец Виктор с Божьей помощью и помощью меценатов Урюпинского района уже пятнадцать лет восстанавливает святыню. Сделано очень много, предстоит сделать еще больше. Но уже сегодня Сретенская церковь ожила.

В былом приходе Богоявленской церкви, а сегодня в приходе единственной на всю округу Сретенской построена часовня на так называемом Булавинском источнике. Организатором строительства выступал атаман станицы Михайловской Юрий Алексеевич Бардин. Он же поднимал кресты на восстанавливаемую церковь.

Сретенская церковь сегодня, ст. Михайловская. Фото Ю. Зазулина.



В приходе Сретенской церкви, за Хопром, тщанием (старанием) станичного атамана Бардина Ю. А. построена часовня на Булавинском источнике.

Прикрепления: 5359620.jpg (123.2 Kb) · 8413592.jpg (43.2 Kb)


Я за чистый казачий край!
 
 
Форум » У рыбацкого костра » История Прихопёрья » ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ С ВЕРЫ (Краса земли Хопёрской)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

[ Кто нас сегодня посетил ]

Copyright MyCorp © 2024